Публикации и статьи

Стажировка литовских специалистов в «Радиоавионике»

18.11.2016

Стажировка литовских специалистов прошла с 17 по 21 октября 2016 в учебном центре ОАО «Радиоавионика». Этому предшествовали долгие согласования, оформление приглашений и другие формальности. И всё-таки повышение квалификации восьми расшифровщиков дефектограмм рельсовых дефектоскопов AB «Lietuvos geležinkeliai» (АО «Литовские железные дороги») в Северной столице России состоялось. Обычно подобные курсы длятся 2–3 недели, однако в данном случае (учитывая весьма короткий период обучения), занятия проводились в более интенсивном режиме: по 6 ч лекционных и по 2 ч практических занятий ежедневно.
В процессе обучения приходилось учитывать специфику литовских железных дорог, так как там эксплуатируются ультразвуковые рельсовые дефектоскопы молдавского производства фирмы «РДМ». Парк приборов включает в себя съёмные двухниточные и однониточные дефектоскопы, а также приборы для проведения контроля отдельных сечений рельсов.
На лекционных и практических занятиях подробно были рассмотрены вопросы формирования пачек сигналов на В-развертке от различных дефектов и конструктивных отражателей, а также расшифровки дефектограмм. В лучших традициях наших курсов каждый слушатель получил монументальное учебное пособие по данной теме с цветными иллюстрациями, разработанное преподавателями НОУ «ЦП «Радиоавионика». На практических занятиях использовались обучающие программы разработки нашего учебного центра. Кроме того, был выдан диск, на котором содержатся статьи по контролю рельсов (специалистов ОАО «Радиоавионика» и ранее обучавшихся слушателей), характерные записи дефектов и много другой полезной информации. Каждый слушатель получил и буклет с продукцией компании ОАО «Радиоавионика», которой совсем недавно исполнилось 25 лет.
В процессе стажировки специалистов были затронуты общие вопросы по дефектоскопии рельсов, а также сделан обзор по средствам контроля других производителей и перспективам развития. В частности, было рассказано о преимуществах зеркального метода контроля, показаны учебные фильмы НОУ «ЦП «Радиоавионика» (в том числе о магнитном методе контроле рельсов) и продемонстрирован ультразвуковой дефектоскоп-штанга АВИКОН-15, который предназначен для проведения контроля стрелочных переводов, покилометрового запаса и вторичного контроля отдельных сечений рельсов. К сожалению, подобного прибора, реализующего полноценную схему прозвучивания съёмных и мобильных средств контроля, нет на литовских железных дорогах. Также был порекомендован и дефектоскоп-томограф АВИКОН-17, реализующий самый достоверный контроль головки рельса с оценкой реальных размеров выявленных дефектов при вторичном контроле.
Следует отметить, что на выпускном экзамене литовские специалисты по расшифровке показали очень хорошие знания, что было отражено в полученных ими удостоверениях об окончании курсов.
Хочется надеяться, что российско-литовские связи для ОАО «Радиоавионика» на этом не закончатся. По мере необходимости будут формироваться подобные группы стажировки специалистов, а совместные усилия в области неразрушающего контроля рельсов позволят повысить безопасность на железных дорогах Литовской Республики.