Диагностика XXI века.

Бершадская Т.Н., Генеральный директор ОАО «Радиоавионика»

Статья опубликована в отраслевой газете «Гудок» ОАО «РЖД» от 24.02.2009.


В условиях реформирования железнодорожного транспорта становится актуальным переход на новую систему комплексной диагностики инфраструктуры, позволяющей осуществлять содержание её объектов с учётом их фактического состояния, что помогает рационально расходовать материальные и трудовые ресурсы.

Во многих странах объекты инфраструктуры выделяются в отдельную группу (путь, контактная сеть, средства СЦБ и связи и т.п.), а вопросы их диагностики решаются совместно. Зарубежный опыт показывает: рациональное расходование средств на содержание объектов инфраструктуры возможно только при условии полного и всестороннего мониторинга их состояния. На европейских железных дорогах уже внедрены различные автоматизированные информационно-аналитические системы техобслуживания объектов (IRISSys, PATER и др.). Используя такие системы, специалисты-аналитики накапливают и изучают результаты диагностирования и, следовательно, могут обоснованно формировать планы мероприятий по содержанию требуемого состояния инфраструктуры. Очевидно, что разработка и внедрение информационно-аналитической системы диагностики – задача актуальная и для России. Её решение – крупномасштабный проект, который может быть реализован совместными усилиями ведущих организаций, имеющих значительные наработки в этой области. Именно поэтому ОАО «Радиоавионика» вместе с НПЦ «Инфотранс» (Самара) и ПИК «Прогресс» (Москва) выступили с единой концепцией реализации такого проекта. Разработки этих предприятий широко используются для мониторинга состояния существенной части инфраструктуры (геометрия пути, дефектоскопия и контактная сеть).

image001.jpg

Построение такой информационно-аналитической системы невозможно без внедрения современных устройств диагностики железнодорожной инфраструктуры. Поэтому специалистами ОАО «Радиоавионика» проведена модернизация вагона-дефектоскопа, оснащённого аппаратурой АВИКОН-03М. Завершается работа по реализации функций оценки состояния отдельных элементов пути и измерения его геометрических параметров, геолокации земляного полотна с регистрацией результатов, видеонаблюдения за окружающей обстановкой.

Также реализована возможность анализа подробного фотоизображения поверхности рельса, получаемого синхронно с результатами магнитного и ультразвукового контроля. Запатентованы схемы прозвучивания, обеспечивающие выявление дефектов на ранней стадии развития. Действуют магнитный канал дефектоскопического комплекса с активным намагничиванием, контроль состояния акустического контакта по всем каналам. Всё это в сочетании с надёжностью аппаратуры позволяет с высокой достоверностью обнаруживать дефекты в эксплуатируемых рельсах в диапазоне скоростей движения вагона-дефектоскопа от 5 км/ч до 60 км/ч.

image002.jpg

Модернизированный совмещенный вагон-дефектоскоп производства ОАО «Радиоавионика»

Ведётся разработка новых, более совершенных съёмных средств ультразвукового контроля. Например, анализ дефектограмм показывает: как правило, в зоне контроля болтового стыка от 10 до 200 мм от торцов рельсов остаются непроверенными ввиду нестабильного прилегания искательной системы скольжения, наличия поверхностных дефектов, смятия концов рельсов и ступенек. Избежать этого факта можно посредством перехода на альтернативные искательные системы – системы качения.

С этой целью нами разработан первый отечественный двухниточный дефектоскоп АВИКОН-14 для сплошного контроля рельсов с искательной системой качения. Он обладает улучшенной схемой прозвучивания сечения рельса. Одновременно производится контроль граней головки рельса по схеме «РОМБ» и центральной части головки посредством отъезжающего и наезжающего каналов с углами ввода 70 градусов. Использование такой системы позволяет уменьшить ориентировочно на 30% расход контактирующей жидкости, проверять рельсы с сильно изношенной головкой, с загрязнённой или покрытой ржавчиной поверхностью катания.

image003.jpg

Двухниточный дефектоскоп АВИКОН-14 с искательной системой качения

Компанией создан уникальный программно-аппаратный комплекс ПАК НК. Он может стать основой для программного инструмента, способного оценивать состояние различных элементов железнодорожной инфраструктуры. В рамках ПАК НК уже прорабатывается возможность анализа геолокационных данных обследования земляного полотна совместно с результатами неразрушающего контроля рельсов.

image004.jpg

Просмотр дефектограмм проезда вагона-дефектоскопа с помощью ПАК НК

В рамках поиска решений вопроса диагностики напряжённого состояния рельсовых плетей «Радиоавионика» ведёт работы по адаптации прибора RailScan, выпускаемого нашими партнёрами – венгерской фирмой МАВ КФВ КФТ, и по технологии его применения к условиям эксплуатации на наших дорогах. Прибор определяет нейтральную температуру бесстыкового пути в различных точках, регистрирует её изменения во времени.

image005.jpg

Применение RailScan на железных дорогах Венгрии

© «Гудок», 24.02.2009 http://gudok.ru/index.php/68580