Верность профессии

24.07.2013

Могла ли судьба распорядиться иначе жизнью человека, рожденного в колыбели Российского флота и получившего имя легендарного летчика Валерия Чкалова, но посвятившего себя не морю и небу, а железнодорожному транспорту, фантазировать не станем. Ведь он и сам привык не мечтать да угадывать, а твердо следовать долгу и делу. Изо дня в день вот уже полвека! 


В июле почетному железнодорожнику Валерию Ивановичу Талалаеву исполняется 70 лет. Попробуем перелистать страницы его биографии. Переславль-Залесский. Школьные годы выпали на пятидесятые. Дети военных лет, неполные классы, скудный достаток в семьях, но класс жил как одна семья, без зависти между одноклассниками. Страна двигалась огромными шагами в своем развитии: строились предприятия и железные дороги, осваивалась целина, создавались первые космические корабли. Состоялся первый полет в космос Юрия Гагарина. В обиход входили понятия "электроника", "кибернетика", "автоматика", которые были ориентирами для молодежи при выборе профессии.  
Валерий поступает на факультет «Автоматика и вычислительная техника» МИИТа. Ведущие ученые кафедры той эры А.М. Брылеев, А.А. Казаков, .М. Лисенков дали студентам профессиональные знания, которые стали основой не только конкретной специальности инженера-электрика, но и широкой эрудиции для молодой смены железнодорожников. Студенческие годы прошли быстро: учеба, общественная работа, летние студенческие строительные отряды. С одним них в 1965 г. Валерий строил Останкинский телецентр. Производственная практика в дистанции СЦБ Московской дороги, на Ленинградском электротехническом заводе, работа в лабораториях института – все это позволило сформировать молодому человеку багаж знаний и практических навыков. 
Придя по окончании института в производственный коллектив – Голутвинскую дистанцию сигнализации Московской дороги, он с лихвой использовал весь накопленный запас знаний. В 1968 г. станция Воскресенск реконструировалась по титулу строительства вторых путей Большого Московского окружного кольца. Здесь внедрялась новая система централизации – БМРЦ, которая, кстати, была темой дипломного проекта В.И. Талалаева. Активно участвуя в пусконаладочных работах, решая вопросы эксплуатации новых устройств, он быстро поднялся по "служебной лестнице" до старшего инженера – заведующего БМРЦ, а в 1973 г. стал главным инженером дистанции. 
Особенно тепло он вспоминает о своих первых наставниках Б.И. Константинове, В.Д. Соколове, Т.А. Лебединец, которые помогали его формированию как специалиста и организатора производства. На дистанции в то время работала и устаревшая механическая полуавтоблокировка с МКУ, и современная на тот период блочная маршрутно-релейная централизация, вводилось удаленное управление малыми станциями по кодовой системе РПК-2 и др. 
Жизнь требовала нестандартных решений, и Валерий Иванович их находил. В 1974 г. В.И. Талалаева переводят на должность главного инженера в Куровскую дистанцию сигнализации и связи, а спустя год назначают ее начальником. Строительство вторых путей на направлении Люберцы-2 – Черусти, оборудование этого участка диспетчерской централизацией "Нева" шли полным ходом. Нужно было уделять много внимания не только решению технических задач, но и организации работы коллектива. Поддерживая сложившиеся в Куровской дистанции традиции, Валерий Иванович стремился их обновить, привлекая молодых специалистов к решению сложных задач. В это время на дистанции впервые на сети дорог была разработана и введена в действие "Система обеспечения надежности и безопасности движения поездов", основанная на принципах личной и коллективной ответственности. Этот опыт отражен в статье, опубликованной в одном из журналов "Автоматика, телемеханика и связь" тех лет. Благодаря высоким трудовым результатам коллектив дистанции под руководством В.И. Талалаева неоднократно занимал призовые места в соревновании на Московской дороге и в Министерстве путей сообщения. Работая в Перовской дистанции сигнализации и связи Московской дороги, он за два года (1986-1988 гг.) существенно изменил структуру управления эксплуатационной деятельностью предприятия, что позволило улучшить работу устройств на одном из самых напряженных участков Москва-Казанская-Пассажирская – Раменское. 
С началом применения вычислительной техники в хозяйстве СЦБ Валерий Иванович инициировал внедрение в Перовской дистанции автоматизированной системы контроля и управления компрессорной станцией на сортировочной горке, системы контроля электрических параметров рельсовых цепей и стрелочных приводов на посту БМРЦ с регистрацией измерений - прообраз современных АСДК и других систем подобного уровня. В 1988 г. В.И. Талалаева как опытнейшего руководителя пригласили на должность главного инженера в Управление сигнализации, связи и вычислительной техники МПС СССР. Ведущие западные компании уже тогда применяли микропроцессорные системы электрической и диспетчерской централизации, а в России к их разработке только приступал институт ГТСС. В 1994 г. появился первый опытный образец МПЦ-ГТСС, который длительное время эксплуатировался на станции Шоссейная Октябрьской дороги. Валерий Иванович не только руководил этой работой, но и занимался вместе с учеными и специалистами ведущих научных организаций созданием системы допуска к эксплуатации микропроцессорных устройств, их сертификации, технического обслуживания. Вскоре разработка этой системы была завершена с организацией центров и лабораторий для сертификации устройств ЖАТ. 
Принимая непосредственное участие в создании комплекса нормативной и испытательной базы, В.И. Талалаев накопил достаточный материал для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук по теме «Организационные и теоретические основы сертификации систем ЖАТ», которую успешно защитил в 1996 г. Проделанная работа в последующем позволила разработчикам отечественных микропроцессорных систем пройти весь цикл создания и внедрения новой техники в соответствии с принятыми стандартами и методиками. 
Занимая должность главного инженера, а затем первого заместителя начальника и начальника Управления сигнализации, связи и вычислительной техники МПС СССР, Валерий Иванович уделял большое внимание состоянию электротехнических заводов, проектных и научных организаций. 
Это помогло в дальнейшем сохранить производственный потенциал хозяйства, коллективы проектировщиков и создателей новой техники в критические девяностые годы. В 2000 г. В.И. Талалаев стал заместителем генерального директора НИИАС – руководителем научно-технического комплекса по системам управления движением и обеспечения безопасности, где трудился более девяти лет. 
Этот период характеризуется новым подходом к организации систем управления движением, основанным на комплексе технических интеллектуальных систем, многофункциональности, резервировании отдельных функций. 
Институт разрабатывает Концепцию развития систем управления, в которой излагается стратегия создания новых технологий и технических средств регулирования движения поездов. 
Существенный вклад В.И. Талалаева в развитие технической базы железнодорожного транспорта отмечен многими наградами. Ему присвоено звание почетного железнодорожника. Он также удостоен почетных знаков «За безупречный труд на железнодорожном транспорте», «За заслуги в развитии ОАО «Российские железные дороги» и др. 
Сейчас Валерий Иванович трудится в ОАО «Радиоавионика» в должности заместителя генерального директора, где отвечает за развитие средств железнодорожной автоматики и систем неразрушающего контроля рельсов. И вновь в сфере его интересов вопросы совершенствования технических средств железнодорожной техники, создания нового поколения аппаратуры диагностики объектов инфраструктуры, участие в научных конференциях и выставках. 
Он с гордостью отмечает, что демонстрировавшиеся в 2012 г. на Международной выставке "Innotrans" в Берлине образцы продукции ОАО «Радиоавионика» привлекли повышенное внимание многих специалистов. Причем обсуждения на стенде с коллегами и партнерами западных компаний показали, что уровень отечественных разработок по большинству параметров не уступает зарубежным образцам, а подчас и превосходит их. 
В этом и заключается смысл жизненной позиции В.И. Талалаева - использовать потенциал отечественной науки и производства, создавать продукцию, соответствующую мировым стандартам. 
Вся трудовая жизнь В.И. Талалаева связана с российскими железными дорогами. Его профессионализм перерос рамки одной специальности и стал универсальным в области современных высоких технологий. Коллеги и товарищи по работе, говоря о Валерии Ивановиче, всегда отмечают его тактичность и умение слушать людей, находиться в курсе современных направлений в науке и технике, принимать решения и брать за них ответственность на себя.